Можно ли отнести Сергея Есенина к числу влюбленных в Кандалакшу? Был ли он здесь?
Поездка на Север была и остается маленьким белым пятном в биографии Есенина. Где был, когда был, с кем, зачем — на этот счет надежных документальных свидетельств нет.
О поездке на Север С.Есенин не раз упоминал в своих автобиографиях. В автобиографии, датированной 1923 годом, он указал два географических пункта, которые посетил: Мурман и Соловки. В некоторых вариантах автобиографии Сергей Александрович писал: «Россию я исколесил вдоль и поперек, от Ледовитого океана до Черного и Каспийского моря, от Запада до Китая, Персии и Индии…В девятнадцатом – двадцатом – двадцать первом годах ездил по России: Мурманск, Соловки, Архангельск…»; «…За эти годы я был… на Мурманском побережье, в Архангельске и Соловках». Но кроме автобиографических упоминаний в письмах поэта, а также в воспоминаниях современников, никаких точных сведений о том, где был на Севере Есенин, нет. Поездка поэта по Северу нашла отражение лишь в одном стихотворении:
Небо ли такое белое
Или солью выцвела вода?
Ты поешь, и песня оголтелая
Бреговые вяжет повода.
Синим жерновом развеяны и смолоты
Водяные зерна на муку.
Голубой простор и золото
Опоясали твою тоску.
Не встревожен ласкою угрюмою
Загорелый взмах твоей руки.
Все равно – Архангельском иль Умбою
Проплывать тебе на Соловки.
Все равно под стоптанною палубой
Видишь ты погорбившийся скит,
Подпевает тебе жалоба
Об изгибах тамошних ракит.
Так и хочется под песню свеситься
Над водою, спихивая день…
Но спокойно светит вместо месяца
Отразившийся на облаке тюлень. Сестра поэта Екатерина Есенина составила хронологическую канву его жизни и творчества, в которой есть такая запись: «1917, апрель-май – Новая Земля, Архангельск, Мурманск, Соловки. Розыскания ряда исследователей (Н. И. Парфенова, В. В. Базанова, В. А. Сорокажердьева., А. В. Шабунина) по поездке Есенина на Север показали, что ни в Мурманске, ни на Новой Земле поэт не был. Его пребывание на Новой земле опровергает отсутствие фамилии С.Есенина в дневнике первого коменданта острова Новая Земля Тыко Вылко, который отмечал в нем имена всех, сходивших на берег Новой Земли. Однако исследователи установили, что С. Есенин вместе со своим другом А.А. Ганиным и З.Н. Райх (но не в апреле-мае, а в 20-х числах июля 1917 года) выехал в деревню Коншино Вологодской губернии на день рождения Ганина (28 июля). Потом, судя по их версии, друзья побывали в Вологде, Архангельске и плавали на пароходах в Белом море по Кандалакшской и Кемской линиям, посетив Архангельск, Умбу, Кандалакшу, Кереть, Кемь и Соловецкие острова.
О поездке на Север хотела написать в своей книге воспоминаний З.Н. Райх. В плане этой книги (его оригинал хранится в ЦГАЛИ, в архиве В. Мейерхольда) было 33 пункта, и два из них посвящались путешествию на Север: Белое море, Соловки, рыбачка, чайка, стихи Ганина… А в пункте № 32 говорилось об эпизодах со странницей в Лапландии. Исследователь В. Белоусов пришел к выводу, что С. Есенин скрывался на Севере от армии Керенского. Другие считали, что поэт не был ни на Соловках, ни на Мурманском побережье, и его автобиографии не считаются вполне надежным источником. К примеру, он написал, что был в Персии, тогда как всего лишь хотел туда поехать. Но когда стал известен план воспоминаний З.Н. Райх, биографы признали, что поездка поэта на Соловецкие острова действительно была. «Говорят, в те времена поездка к Мурманскому побережью была бы довольно долгой и трудной,— писала Т.С. Есенина.— А вот по берегам Белого моря «все четверо», вероятно, какой-то путь все же проделали».
В 1997 году в издательстве «Рипол классик» вышло полное собрание сочинений С.А. Есенина. В разделе «Отрывки, неоконченное» было помещено стихотворение «Райское селение»:
Берег снежен, берег крут,
Беломорский берег крут.
Где ты, где ты, Кандалакша,
Синий берег, тихий день
На холму.
Где ты, белый мой песок.
Север милый, где ты, где?
Вечер библиею красной
Колыхался на воде.
Помню, помню. Составитель тома, в котором было помещено это стихотворение, А.А. Козловский в своих комментариях не указал дату и место написания стихотворения. Но ясно, что оно посвящено поездке поэта на Север.
В этом же году вышла из печати вторая книга 7-го тома академического собрания сочинений С.А. Есенина, куда был помещен черновой набросок этого стихотворения. И в черновом наброске, и во фрагменте стихотворения речь идет о Кандалакше. Это и есть то райское селение, о котором хотел рассказать поэт. Побывал ли он там? Судя по фрагменту и наброску — нет. В стихотворении звучит вопросительная интонация, судя по которой, поэт так и не увидел «райского селения»: «Где ты, где ты, Кандалакша». Исследователи биографии и творчества поэта предполагают, что маршрут С. Есенина был таким: Архангельск – Кузомень – Умба – Ковда – Кандалакша. Литературоведы считают, что поэт пересел в Ковде на другой пароход, идущий на Соловки, и так и не увидел «райского селения».
Был ли поэт на Соловках, сказать сложно. Сотрудник Соловецкого музея Ю. М. Критский писал, что достоверных и точных свидетельств пребывания С.А. Есенина на островах ни в музее, ни в литературе нет. Сохранилась пароходная книга паломников на Соловки, датируемая августом 1917 года, где есть запись о задержке парохода на 2-3 дня из-за непогоды, но записи о прибытии в монастырь паломников Есенина, Райх и Ганина нет.
В стихотворении Сергея Есенина называется старинный поморский поселок Умба, где живут рыбаки-поморы. Был ли поэт в Умбе, точно неизвестно. Но его интересовали предания, сказки и песни поморов. А разве можно было при этом обойтись без Терского берега, который всегда манил к себе любителей народной песни? Нужно учесть и то, что суда, курсирующие в те годы между Архангельском, Мурманским побережьем и Соловками, обычно заходили в Умбу…
Андрей Шабунин в своей статье о Есенине писал о том, что поэт выступал перед слушателями в Архангельске. Но это выступление нигде официально не подтверждено. Ясно лишь то, что из Архангельска Сергей Есенин и Зинаида Райх поплыли на пароходе. А.Шабунин вспоминал, что во время путешествия по Северу Сергей Александрович впервые видел тюленей, выглядывавших из воды, слушал рассказы пассажиров про скиты и «древнее благочестие», про соловецких трудников, жадно впитывал в себя новые впечатления.
См.: Литературная карта Архангельской области http://writers.aonb.ru/map/arkh/esenin.htm