Трушина » 05 фев 2009, 15:07
26 ноя 2008, 20:11 (копия)
Уважаемые хозяева гостиной г. Кандалакши! Здравствуйте!
Странным образом переплетается в судьбе человека далёкое прошлое с настоящим.
В юности получала я письма от летчика — москвича, служившего на Севере. Обратный адрес: Алакуртти, Кандалакша, Мурманской обл. Прошли десятилетия, казалось, стёрлось из памяти малознакомое название... И однажды Н.П.Чистякова, человек неугомонный, небезразличный, тонко чувствующий стих, рассказывает мне о поездке... в Кандалакшу. Повеяло юностью, такой далёкой. И такой вдруг близкой.
Приглашение в литературную гостиную приняла всем сердцем.
Внимательно прочла стихи на сайте, и, коль скоро предложено принять участие в обсуждении, позволила себе высказать несколько слов о том, ЧТО прочла в этих стихах.
Не стану уподобляться протестанту Чацкому, пришедшему в гостиную Фамусова, чтобы раздать каждому «ярлык» — поучение. На Вашем сайте нашла примечание, что в критике строги, но я предпочитаю о недостатках сказать автору лично, не на публике, т.к. считаю, что критика должна придать силы автору, а не подсечь его, царапнуть сердце. Да и всякое высказывание, даже самого признанного критика, всё-таки субъективно. Хоть и радует народная пословица о «красной смерти», что «на миру», я воздержусь махать саблей. Поэзия — это откровение, а потому хочется сказать о том лучшем, чем тронули стихи.
О творчестве Татьяны Фабрициевой
Несомненное многообразие тематики. Автор не боится брать тему бытовую и возвышенную, выражать совершенно личное и пафосное, гражданское. В стихах Т.Фабрициевой главная тема — любовь к родному краю; здесь же мироощущение человека в соединении с отношением к окружающей природе; глубокий лиризм, искренность и откровение.
СЕВЕР
Незатейливая фабула: описание родного Севера в сопоставлении с южным «раем». Но автор отходит от банальности литературной антитезы, не повторяет классиков 19 века («На севере диком...», «Дубовый листок...»). Антитеза — лишь повод для выражения своей привязанности к краю, «раскинутому» «за Полярным кругом».
Диалектное «мурмАнским» придает строке особую прелесть. Использованные тропы дают возможность зримо ощущать описанное: «озёр голубое стекло», «закатное зарево», «замшелые топки», «мелким лесом поросшие сопки»... Образно, точно. Бери кисть и пиши пейзаж!..
У поэта Рыленкова есть замечательное стихотворение о «неярких красках» и «неброских пейзажах», но это общий пейзаж дорогой сердцу автора России. Здесь же дана картина любимого, своего края.
Автор использует и метафору, и сравнение; живут и работают все части речи: существительное, прилагательное — мир представлен богатым, полным (города, рай, подруги, пушистый, сочинский).
Глаголы, причастия и деепричастия придают стиху динамичность, удивительную живость (поклоняясь, разгорается, хранящие, несмолкающий).
Трехсложный стих с чередованием рифмы мужская - женская органично передает настроение автора, спокойное, мягкое, делая стих напевным. Можно написать вальс на такие стихи.
Несколько слов о фонетическом ряде стиха, о тональности доверительности. Слова о родном крае воспринимаются, как сказанное шёпотом, как самое сокровенное. И достигается это широким использованием глухих согласных, особенно — шипящих. Нет ни одной строки, без Ш,Ч,Щ или глухой С: большим, грущу, пушистым, низ(с)ким.
Там не вс(фс)третишь роскошных лугов —
Лишь болота замшелые топки...
И только последняя строфа, словно освободившись от смиренности, выливается в звонкие, в сонорные, в гласные, следующие почти по полногласию (гласный+согласный+гласный+согласный...), наполняя строку пафосом, что необходимо в заданной теме:
Я люблю удивительный край,
За Полярным раскинутый кругом!
МАРТ
Воистину звенит! И размер уже иной, и рифма иначе используется: мужская, мужская — женская, женская. И суффиксы трудятся, помогая развернуть тему: розоватый, шаловливый, лучик, мальчишка... И снова идея стихотворения фонетически выделена, но уже, напротив, глухими согласными, как самое доверительное: фперёт, побежал, нашёптывал, мальчишка, весна, идёт. Тайну нашептывает, которую знает весна.
В стихотворениях Т.Фабрициевой замечательно использована прямая речь, легко, ненавязчиво, органично и естественно входит в стихи, не разрушая их.
Желая автору творческих успехов, позволю себе дать маленький совет: ищите новые рифмы, не бойтесь раздвигать лексические рамки. Слова не должны «вариться в вечном собственном соку», знакомого всем и каждому на вкус, даже если и очень приятному.
Вне всякого сомнения, Татьяна Фабрициева — автор тонкий, с развитой интуицией; каждый стих отработан, нет небрежности. И чувствуется душа человека доброго, наблюдательного.