Валович » 26 май 2012, 20:13
С каждым днем я больше и больше восхищаюсь поэзией Колычева.
Наверное, самая страшная трагедия в жизни человека - любовь без взаимности. Случай, когда мужчина добивается расположения женщины - норма. А если наоборот? "Кошка", - посмеются вслед, если она, забыв про женскую гордость и достоинство, навязывается и навешивается на любимого человека. (Да и не любят мужчины, когда женщины проявляют инициативу). На моей памяти отложилась история про девушку, которую привезли в больницу с перерезанными венами и в полусумасшедшем состоянии, истошно кричащую: "Он не любит меня!" Что это? Нарушенная психика или очень сильная безответная любовь? Быть отвергнутой для женщины больнее. И вот, читаю колычевское, и меня "прошибает":
-Она пришла отдать любовь свою
... Возьми меня и я рожу дитя.
Возьми меня!
Как чашу - до краев,
Себя тебе я донесла едва...
У Шопенгауэра примитивно, но верно подмечено: любить следует женщину, способную на потомство. Да и в жизни из уст российского мужика слышится: "Да как ее не любить? Она - мать моих детей!".
Мотивация лирической героини понятна. Женщина природой своей почувствовала свою половинку и "пришла отдать себя", но не учла, что право выбора и предложения, как правило, остается за мужчиной.
Он испугался. Он прогнал ее,
У самой двери "шлюхой" обозвав.
Две строчки стихотворения выделены поэтом отдельно. Реакция мужчины на напор - испуг и оскорбление - противоречивые, на первый взгляд, чувства. Мне кажется, последующее оскорбление - самооправдание трусости.
А он сбежал, женившись на другой
...
Жизнь покосилась и ушла жена
...
И в этот миг она его нашла...
Стихотворение с каждой строчкой наполняется напряженностью.
Простив оскорбление, не мешая его счастию с другой, лирическая героиня пришла к возлюбленному в его самый трудный час. Я по- женски искренне сопереживаю. Колычев- знаток женской души? Иначе - не объяснить:
Пришла - ни укорять, ни обвинять,
Пришла, чтоб приласкать, остановить
- высшая форма любви.
Парадокс природы - не ценишь того, что имеешь. "Любовь бежит от тех, кто гонится за нею, а тем, кто прочь бежит - кидается на шею. (У. Шекспир). Еще вычитала одну мудрую мысль - человек ищет на стороне то, что лежит рядом.
...И много лет менял подруг и жен,
Как будто мстил кому-то. Ей? Себе?
...
Она о нем молилась по церквям,
А он старался позабыть о ней...
Любовь уже приобретает святость:
…Но годы шли. И стал он стар и сед,
Горящий взгляд подзатянуло льдом.
И вновь она вошла, как тихий свет,
В его забытый кособокий дом.
По стихотворению символические три раза отвергнутая женщина пришла с надеждой и верой
Он так хотел сбежать оттуда прочь,
Но встать не смог. Смог только умереть.
Глубочайшим трагизмом на самых высоких тонах и в то же время - с нотами православной философии завершается произведение. В моем сознании долго будут вращаться строчки:
Старуха – ни подруга, ни жена,
Лежала, обнимая старика…
и нечто эпическое, великое, героическое, на уровне высших материй:
Жизнь кончилась. И – нет пути назад.
И – тело в землю. И – душа с земли…
Его, смеясь, тащили черти в ад,
Ее же в небо ангелы несли.
Но, как же так?! Она несчастна вновь!
Ей Рай – как Ад, когда она не с ним!..
И Бог ей дал награду за любовь,
Простив его – за то, что был любим.
В каждой строчке изложенного стихотворения звучит и мудрость, и боль, выраженная в православной традиции, не спущенная ниже пояса. Если любовь, как и талант, как и дети, - дар Божий, то счастья в нем - мельчайшая доля, а стойкости и страдания (тоже - православные составляющие)- основная часть. Душераздирающее стихотворение. Спасибо поэту. Нижайший поклон.